В рамках
реализации данного конституционного положения законодателем принят Кодекс
административного судопроизводства Российской Федерации,
который согласно статье 1 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации»
вступит в силу с 15 сентября 2015 года. При этом статьей 2 Федерального закона
от 08.03.2015 № 22-ФЗ для некоторых положений Кодекса установлен иной срок введения
в действие.
Начиная с 15
сентября 2015 года, в порядке, предусмотренном Кодексом административного
судопроизводства Российской Федерации, будут рассматриваться административные
дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов
граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных
и иных публичных правоотношений,
административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного
контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций
при реализации отдельных административных властных требований к физическим
лицам и организациям. В частности, с 15
сентября 2015 года в административном порядке подлежат рассмотрению дела:
- об оспаривании
нормативных правовых актов;
- об оспаривании
решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов
местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих;
- об оспаривании
решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных
отдельными государственными или иными публичными полномочиями, квалификационных
коллегий судей;
- о защите
избирательных прав;
- о присуждении
компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок;
- о взыскании денежных
сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с
физических лиц;
- о госпитализации
гражданина в недобровольном порядке в медицинскую организацию, о продлении
срока госпитализации, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в
недобровольном порядке.
Перечень дел, подлежащих
рассмотрению в административном судопроизводстве, закреплен в статье 1 Кодекса.
До 15 сентября 2015
года категории дел, перечисленные в статье 1 Кодекса, рассматриваются в
порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации,
в частности, в рамках приказного производства, производства по делам,
возникающих из публичных правоотношений, особого производства.
Не рассмотренные по
состоянию на 15 сентября 2015 года дела, заявления по которым поданы в
соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, будут рассмотрены в соответствии с требованиями Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации. Поскольку после вступления
в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
предъявление требований, вытекающих из административных и иных публичных
правоотношений, возможно только в порядке административного судопроизводства,
подача заявления, содержащего такие требования, в рамках гражданского
судопроизводства повлечет за собой отказ в его принятии со ссылкой на пункт 1
части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как
административным, так и гражданским процессуальным законодательством
возможность совместного рассмотрения требований гражданско-правового и
административно-правового характера не предусмотрена.
С целью соблюдения
сроков рассмотрения дел и достижения условия правого и скорого суда данные
требования следует предъявлять отдельно в рамках соответствующих видов
производств. При одновременном предъявлении требований, подлежащих рассмотрению
в разных видах судопроизводств, заявление в полном объеме принято к
производству не будет, поскольку у суда отсутствуют правовые основания для
рассмотрения всех требований в рамках одного вида судопроизводства.
Следствием предъявления
совместных требований будет являться отказ в принятии той части требований,
которая подлежит рассмотрению в ином судебном порядке. В случае если такие
требования были приняты к производству суда, то на стадии рассмотрения спора по
существу производство по делу в соответствующей части подлежит прекращению.
При предъявлении
административного искового заявления следует учитывать установленные в главе 2
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правила подведомственности
и подсудности административных дел.
На основании статьи 17
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные
дела, наряду с другими судами, рассматривают суды общей юрисдикции с учетом
родовой, территориальной, исключительной и альтернативной подсудности
административных дел. Мировые судьи полномочиями по рассмотрению дел в порядке
административного судопроизводства не наделены.
К подсудности районного
суда отнесены административные дела, за исключением дел, отнесенных к
подсудности военных судов, верховного суда республики,
краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной
области и суда автономного округа, Верховного Суда Российской Федерации. В силу статьи 22 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации по общему правилу административное
исковое заявление подается по месту нахождения административного ответчика.
Если место нахождения административного ответчика не
совпадает с территорией, на которую распространяются его полномочия или на
которой исполняет
свои обязанности должностное лицо, административное исковое заявление подается
в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия органа,
организации или на территории которого исполняет свои обязанности
соответствующее должностное лицо.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий
(бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд района, на
территории которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.
Административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в
спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего
административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту
жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не
установлено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
По правилам исключительной подсудности подаются административные исковые
заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или
реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания
иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном
учреждении, о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую
психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о
продлении срока госпитализации гражданина в медицинской организации,
оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном
порядке, о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную
организацию в недобровольном порядке.
Такие требования подлежат рассмотрению по месту нахождения соответствующего
учреждения или медицинской организации.
Административное исковое заявление о психиатрическом освидетельствовании
гражданина в недобровольном порядке подается в суд по месту жительства
гражданина.
Правила альтернативной подсудности закреплены в статье 24 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации.
Особое внимание при
обращении в суд в порядке административного судопроизводства следует уделить
требованиям, предъявляемым к административному исковому заявлению,
установленным статьями 125-126 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
В силу приведенных норм
права при обращении в суд обязательно следует учитывать новые термины, содержащиеся
в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (административное
исковое заявление, административный истец, административный ответчик).
На основании части 1
статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в
разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей
административным истцом и (или) его представителем при наличии у представителя
полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Согласно части 2 статьи
125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в
административном исковом заявлении
необходимо указать:
1) наименование суда, в который подается административное исковое
заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом
является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для
организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и
отчество административного истца, если административным истцом является
гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения,
сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести
административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено
обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество
представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании,
если административное исковое заявление подается представителем; номера
телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его
представителя;
3) наименование административного ответчика, если административным
ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их
нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об
их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество
административного ответчика, если административным ответчиком является
гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения
(если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты
административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица,
обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное
исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их
нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение
оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает
свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если
данный порядок установлен федеральным законом;
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее
рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями
Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных
дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Перечень документов,
которые следует приложить к административному исковому заявлению, установлен в
статье 126 Кодекса.
При подаче
административного искового заявления необходимо учитывать, что в отличие от
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекс
административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает к
представителю требование о наличии высшего юридического образования, что возлагает
на представителя обязанность по представлению в суд соответствующих
доказательств.
Строгое соблюдение
требований, предъявляемых к содержанию и форме административного искового
заявления, правил подведомственности и подсудности административных дел позволит
исключить возможность оставления административного искового заявления без
движения, его возвращения и отказа в принятии требований к производству суда,
способствуя, тем самым, скорейшей реализации гарантированного частью 1 статьи 46
Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.
С 15 сентября 2015 года
апелляционные жалобы, представления на судебные решения, постановленные по делу
о защите прав, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, независимо
от даты вынесения решения суда, должны отвечать требованиям, предусмотренным
статьей 299 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Порядок подачи
апелляционных жалоб и представлений аналогичен порядку обжалования судебных
постановлений, не вступивших в законную силу, в гражданском судопроизводстве.
В силу статьи 297,
части 1 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение, в
течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если
иные сроки не установлены Кодексом.
Частная жалоба, представление прокурора могут быть поданы в течение
пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции, если иные
сроки не установлены Кодексом.
Поданные до 15 сентября 2015 года
апелляционные жалобы и не рассмотренные на указанную дату также будут
рассмотрены в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.